Фрагмент для ознакомления
2
Дыхание – это неотъемлемый признак жизни. Система дыхания является важной системой организма. Она обеспечивает непрерывный газообмен между организмом и внешней средой. Особенно важным является понимание физиологических процессов, которые происходят в организме во время дыхания при пониженном и повышенном давлении .
Дыхательная система объединяет органы, в которых происходит обмен газов между кровью и внешней средой.
Благодаря им строятся новые клетки, функционируют органы и происходит работа, например, мышц.
В то же время в окружающую среду выделяются вредные продукты распада, избыток веществ и тепла.
Дыхание – это наиболее яркое выражение жизни. «Не дышит», «перестал дышать» – общеизвестные выражения, которые означают, что жизнь прекратилась. Окисления органических веществ – углеводов, жиров – составляет основы жизненных процессов в организме. Энергия, которая высвобождается при этом идет на обеспечение всех функций организма. Поэтому жизнь организма без кислорода невозможно – в этом и заключается суть процесса дыхания. Это проходит при одновременном участии физиологических систем крови, кровообращения, дыхания.
Итак, дыхание – это процесс газообмена между живым организмом и окружающей средой. Если прекращается дыхание, то прекращается и обмен веществ, а это ведет к смерти.
Дыхательный процесс включает такие этапы:
1. Внешнее дыхание – вентиляция легких, т. е. наполнение легких атмосферным воздухом и удаления атмосферного воздуха наружу, но уже в другом составе.
2. Обмен газами между альвеолами легких и кровью, что их омывают: кислород переходит из альвеолярного воздуха в кровь, а углекислый газ – из крови в альвеолярный воздух.
3. Перенос газов кровью: кислорода из легких ко всем тканям тела, а углекислого газа – в обратном направлении.
4. Обмен газами между кровью и тканями тела: он проходит в тканевых капиллярах и заключается в переходе кислорода из крови в ткани, а углекислого газа – из тканей в кровь.
5. Клеточное дыхание (на клеточном уровне) – внутреннее дыхание – это основное звено дыхательного процесса. Оно заключается в окислении ряда веществ, в результате которого высвобождается энергия .
Следовательно, для поддержания дыхательной системы в нормальном состоянии имеет значение правильная организация быта, закаливания, соблюдения режима отдыха, питания. Также благоприятно влияют на работу дыхательной системы физический труд, занятия физкультурой и спортом. А также, мы должны беречься от различных вредных привычек, которые наносят большой вред всему организму, а особенно органам дыхания.
1.2 Характеристика типов дыхания
Дыхание - необходимый жизненный процесс. При отсутствии дыхания, жизни не существует. Воздух, который мы вдыхаем, должен быть чистым, от этого зависит наше здоровье. Мы питаемся и пищей, и дыханием.
С помощью глубокого и полного дыхания, мы вводим в кровь большое количество кислорода, который так необходим для жизни.
Мы тратим на дыхание определенное время. Новорожденный делает в минуту 44 вдоха, пятилетний - 26, а взрослый человек - 16 или 17 вдохов. Хотя для взрослого человека нужно в два раза больше вдохов. Если дышать правильно, то можно сохранить и сгенерировать большое количество энергии. Эта энергия необходима для физической деятельности, и для психического равновесия человека.
Основное количество людей почти весь день проводит в тесной, душной комнате, сидя на работе. Поэтому нужно стараться хотя бы один раз в день выходить на улицу и вдыхать чистый воздух . Пусть это будет одним из правил в нашей жизни.
В Восточной медицине глубокий вид дыхания называют «танчжоном». Когда ребенок начинает дышать сразу после рождения, он инстинктивно дышит именно так, глубоко. В процессе взросления, наше дыхание становится все более поверхностным, ограничиваясь только движением груди. С последним дыханием жизни вздох настолько слаб, что даже это движение едва заметно.
Дыхание – это первое и последнее движение в нашей жизни. Правильное и эффективное дыхание приумножает концентрацию, развивает внутреннюю силу, налаживает мозговую деятельность, контролирует смену настроений и воспитывает выносливость организма во время физических упражнений.
Дыхание (respiratio) - совокупность процессов, обеспечивающих поступление из атмосферного воздуха в организм кислорода, использование его в биологическом окислении органических веществ и удаление из организма углекислого газа.
Мы думаем, что процесс дыхания происходит чисто автоматически, до тех пор, пока мы не сталкиваемся с болезнями, связанными с дыханием. Легко ведь забыть, что воздух, которым дышим – это самый главный источник нашей энергии. Без воздуха клетки мозга смогут прожить не больше нескольких минут.
В результате биологического окисления, в клетках освобождается энергия, которая обеспечивает жизнедеятельность всего организма. Передвижение воздуха во время вдоха и выдоха попеременно увеличивает и уменьшает размеры грудной клетки, за счет сокращения дыхательных мышц.
Кислород, в составе воздуха, через носовые ходы, гортань, трахею и бронхи попадает в легкие. Альвеолы - тонкостенные легочные пузырьки на концах самых мелких бронхов.
В системе органов вентиляции, присутствует активный компонент - дыхательные мышцы и пассивный компонент. Дыхательные мышцы различают главные и дополнительные, пассивный компонент - дыхательные пути и альвеолы легких.
Дыхательный центр регулирует работу дыхательных мышц.
Процесс диффузии происходит через структуры альвеолокапиллярной стенки, и обеспечиваются постоянством кровообращения в легком и работой правых отделов сердца.
Типы дыхания в основном зависят от возраста и профессии. Чем старше возраст человека, тем меньше подвижность грудной клетки. У лиц, занимающихся физическим трудом, преобладает брюшной тип дыхания .
Итак, различают грудной, брюшной и смешанный типы дыхания.
В норме, человек дышит равномерно «вдох – выдох». В минуту происходит до 12-16 дыхательных движений. В среднем, такой акт дыхания совершается за 4-6 с. Акт вдоха проходит несколько быстрее, чем акт выдоха (соотношение длительности вдоха и выдоха в норме составляет 1:1,1 или 1:1,4). Такой тип дыхания, считается комфортным, называется эупноэ (дословно – хорошее дыхание). При разговоре, приеме пищи, ритм дыхания временно меняется, то есть наступает периодическая задержка дыхания на вдохе или на выходе. В период медленного сна, дыхание становится поверхностным и редким, а в период быстрого – оно углубляется и учащается.
При физической нагрузке также изменяется дыхание: возрастает частота и глубина дыхания. Обеспечение организма кислородом достигается с помощью усиления функции дыхания и кровообращения. Уже в начале мышечной работы, вентиляция легких быстро увеличивается. При тяжелой физической работе на уровень вентиляции оказывают влияние также повышение температуры, артериальная двигательная гипоксия и другие лимитирующие факторы.
Таким образом, наблюдаемые при физической работе изменения дыхания обеспечиваются сложным комплексом нервных и гуморальных механизмов. Однако из-за индивидуально лимитирующих факторов биомеханики дыхания, особенностей экопортрета человека, не всегда удается при выполнении одной и той же нагрузки полностью объяснить точное соответствие вентиляции легких уровню метаболизма в мышцах .
При смехе, вздохе, кашле, разговоре, пении ритм дыхания определенно меняется. Из этого можно сделать вывод: на способ и ритм дыхания можно целенаправленно влиять, регулировать его с помощью сознательного изменения ритма дыхания.
Грудной (реберный) тип дыхания чаще встречается у женщин. Дыхательные движения осуществляются за счет сокращения межреберных мышц. При этом грудная клетка расширяется и чуть приподнимается во время вдоха, а при выдохе - суживается и опускается. Диафрагма малоподвижна. Живот при вдохе втянут. Часто это дыхание называют – высоким.
Разновидность грудного дыхания – ключичное, или верхне-грудное. Здесь очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Дыхание характеризуется поверхностью, мышцы шеи напрягаются. Движения гортани ограничиваются, из-за чего говорить становиться не так легко.
Брюшной (диафрагмальный) тип дыхания, чаще встречается у мужчин, дыхательные движения осуществляются, в основном, диафрагмой. Этот тип ещё называют – низким дыханием. Во время вдоха, диафрагма сокращается и опускается, что увеличивает отрицательное давление в грудной полости, и легкие заполняются воздухом. Брюшная стенка выпячивается. Во время выдоха диафрагма расслабляется, поднимается, брюшная стенка возвращается в исходное положение. Зачастую мы видим, как мышцы брюшной стенки сокращаются .
При смешанном (грудобрюшном) типе дыхания, участвуют межреберные мышцы и диафрагма.
Если у мужчин замечается грудной тип дыхания, то у него есть вероятность воспаления диафрагмы или брюшины, повышения внутрибрюшного давления.
При наличии у женщин сухого плеврита, межреберной невралгии, переломе ребер, движения при дыхании становятся болезненными. Поэтому, на данном этапе, у женщин наблюдается несвойственный им брюшной тип дыхания.
ГЛАВА 2 Нейрогуморальная регуляция дыхания
2.1 Механизмы вдоха и выдоха
Регуляция внешнего дыхания осуществляется рефлекторными реакциями, возникающими в результате возбуждения специфических хеморецепторов, встроенных в сосудистые рефлексогенные зоны по принципу обратной связи. Возбуждение этих рецепторов происходит в случае отклонения от оптимального уровня показателей содержания pO2 и pCO2 и рН в крови.
Нормальное содержание кислорода в крови называется нормоксемией, углекислого газа - нормокапнией . Снижение парциального кислородного стресса в крови называется гипоксемией, а в тканях – гипоксией. В норме повышенного содержания О2 в крови не наблюдается. Его содержание в крови может быть повышено (создать состояние гипероксии) только при определенных условиях, например, при предгипербарической оксигенации. Увеличение содержания углекислого газа в крови называется гиперкапнией, а сдвиг рН крови в кислую сторону называется ацидозом.
Изменение напряжения газов в крови влияет на активность дыхательного центра, что внешне проявляется изменением:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Атлас по физиологии: учебное пособие в 2 т. / А.Г. Камкин, И.С. Киселева. – М., 2019. – 448 с.
2. Батуев А.С. Физиология ВНД и сенсорных систем: Учебник / А.С. Батуев. – М., 2010. – 317 с.
3. Билич Г.Л., Анатомия человека. Атлас. В 3 томах. Том 1. Опорно-двигательный аппарат [Электронный ресурс]: учебное пособие / Билич Г.Л., Крыжановский В.А. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 800 с.
4. Возрастная физиология и психофизиология: Учебное пособие / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. –М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 352 с.
5. Дегтярев В.П. Нормальная физиология. Типовые тестовые задания [Электронный ресурс] / под ред. В.П. Дегтярева – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 672 с.
6. Камкин А.Г. Атлас по физиологии. В двух томах. Том 2 [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Г. Камкин, И.С. Киселева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 448 с.
7. Кубарко А.И. Нормальная физиология: учебник для студ. учрежд. высш. образ. по спец. "Лечеб. дело", "Педиатрия", "Мед.-профилакт. дело", "Стоматология" : в 2-х ч. Ч. 1 / А. И. Кубарко, А.А. Семенович, В. А. Переверзев ; под ред. А.И. Кубарко. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 542 с
8. Нормальная физиология: учебник для студ. высш. мед. проф. образования / (Н.А. Агаджанян, Н.А. Барбараш, А.Ф.Белов и др.); под ред. В.М. Смирнова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 480 с.
9. Нормальная физиология: Учебник / Под ред. Р.С. Орлова, А.Д. Ноздрачева. – ГЭОТАР – Медиа, 2005. – 696 с.
10. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / Под ред. К.В. Судакова, А.В. Котова, Т.Н. Лосевой. – М.: Медицина, 2002. –704 с.
11. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. Под редакцией С.М. Будилиной и В.М. Смирнова. 2010. – 331 с.
12. Основы физиологии и анатомии человека. Профессиональные заболевания: Учебное пособие / С.В. Степанова, С.Ю. Гармонов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 205 с.
13. Практикум по курсу 'Физиология человека и животных' [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Под общей ред. Р.И. Айзмана. - 2 изд. – М.: Инфра-М, 2013. – 282 с.
14. Современный курс классической физиологии. Избранные лекции / Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. 2018. – 384 с.
15. Теля Л.З. Нормальная физиология [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Л.З. Теля, Н.А. Агаджаняна – М.: Литтерра, 2015. – 768 с.
16. Физиология: учебник для студ. учреждений высш. образования / Под ред. В.М. Смирнова, В.А. Правдивцева. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2017. – 512 с.
17. Чеснокова Н.П, Брилль Г.Е., Моррисон В.В., Понукалина Е.В., Полутова Н.В. Лекция з физиологических механизмов нервной и гуморальной регуляции дыхания // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2017. – № 2. – С. 36-39
18. Штаненко Н.И. Респираторная система. Учебно-методическое пособие для студентов всех факультетов медицинских вузов, клинических ординаторов, аспирантов, врачей- стажеров / Н.И. Штаненко, И.В. Буйневич, / под ред. Н.И. Штаненко, И.В Буйневич. – Гомель: учреждение образования Гомель, 2015. – 80 С.